Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 177 человек

Рекомендации и советы для педагогов

Дата: 16 августа в 14:59, Обновлено 16 августа в 15:27
Автор: Роскач Д. Н.

Рекомендации учелям предметникам работающим в 5 классе
Рекомендации по работе со слоабоуспевающими детьми

Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками

Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность

Рекомендации классному руководителю

Памятка "О психологическом климате на уроке"

Рекомендации "Пути развития учебной мотивации"

Рекомендации педагогам по профилактике правонарушений среди учащихся

Внимание конфликт. Что следует помнить педагогу
 

Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах.

 1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

 3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

 4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

 5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценивания).

 6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

 7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

 8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению(Выставляя двойки – мы ее обесцениваем)

 9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

 11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

 13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

16. Не допускайте педагогического манипулирования.

 17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

 19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

                Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками                                    

1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

1. Умейте слушать друг друга.

 — Это означа­ет необходимость смотреть на говоря­щего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий беру­щий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано только что гово­рившим, прежде чем он приступит к изло­жению своих мыслей. Некоторые  используют ключ, который дер­жит говорящий. Ключ передается следую­щему выступающему, в то время как про­чие хранят молчание.

2. Говорить должен кто-то один.

 — Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить дол­жен только один человек — это два пра­вила, которые дополняют друг друга.

3. Говорить по существу.

 — Иногда учащие­ся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: "Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты по­яснить, что имеется в виду?" Это позво­лит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.

4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.

 — Сле­дует поощрять стремление учащихся по­делиться своими мыслями. Дайте  по­чувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: "Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Одна­ко, известно, что..." Таким образом уче­ник не будет поставлен в неловкое поло­жение и будет избавлен от чувства смуще­ния за неправильный ответ.

5. Необходимость щадить чувства других.

 — К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуж­дать всех учащихся. Однако, ученик дол­жен обладать правом отказаться от по­добного участия, когда это ему крайне неприятно.

6. Недопустимость умаления достоинства.

— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что мож­но не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отно­шении других людей лишь на основе из­ложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное заме­чание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.

7. Уважительное отношение ко всем учени­кам без исключения.

 — Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к лю­бому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они полу­чат ответ в рамках учебной программы.

НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХО­ДИМЫЕ УЧИТЕЛЮ:

 Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать учени­кам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Су­ществуют пять основных навыков межлич­ностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления кон­такта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.

1. Умение слушать

 — Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одно­временного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершен­ствовать умение слушать, обращая внима­ние на вербальные и невербальные приз­наки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предвари­тельные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противо­речия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.

2. Воспроизведение сказанного

— Воспроиз­ведение сказанного — это почти дослов­ное повторение того, что сказал собесед­ник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убе­диться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у уча­щегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное мож­но и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.

3. Умение разъяснять

— Разъяснение помо­гает учащимся и учителю выработать но­вое понимание темы за счет создания све­жей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретаци­ей. Разъяснение выходит за рамки про­стого воспроизведения сказанного уча­щимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении не­скольких суждений ученика для формиро­вания нового подхода к пониманию проб­лемы. Поступая таким образом, руково­дитель может сказать: "Во время урока вы сказали следующее... Можно ли это понять как...?" Таким образом у учаще­гося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (согла­шаясь или не соглашаясь с ней).

4. Умение задавать вопросы

—  При попыт­ках учителя понять мысли, высказывае­мые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.

Вот несколько советов о том,   как следует эффективно задавать вопросы:

а. Задавайте вопросы, оставляющие сво­боду выбора ответа. "Не скажите ли несколько подробнее?" "Каково ваше мнение?" "Не хотите ли еще что-либо сказать?"

б. Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.

в. Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повреме­ните по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.

г. Оцените ответ учащегося. Поблагода­рите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.

д. Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не об­наруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособ­ности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажи­те: "Кажется, вы очень тщательно об­думываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам по­мочь с ответом?"

е. Заканчивайте на положительной ноте.

Заканчивая вопросы и ответы, созда­вайте положительный настрой. Ска­жите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо по­работали, отвечая на них.

5. Подбор примеров

— При попытках выра­зить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, "Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?", поможет учащемуся донести свою мысль.

Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с дру­гом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подроб­но изложить ее. Эти навыки общения помо­гают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ро­левых игр, во время других видов работ а также при выработке альтернатив в проце­ссе принятия решений.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ

  • Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают ма­териал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может по­мочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному спо­собу передачи информации относятся мими­ка человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уве­рены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, кото­рую он выражает всем своим телом.
  • Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, уче­ник спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервни­чает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учи­теля или спрашивающего.
  • Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склони­лась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрач­ки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с при­щуром, возможно ему комфортно в классе.
  • Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно сви­детельствует о том, что он не уверен, что по­нимает, что говорит учитель.
  • Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгоро­диться от информации или защищается.
  • Если тело скособочено, ученик демон­стрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.

Преодоление школьной тревожности

Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

         Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют

1.      что могут решать задачи,

2.      знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,

3.      вносить свой особый вклад в классный коллектив

им больше нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения.

         Мы можем направленно повышать уровень “Я могу” с помощью следующих поддерживающих техник:

 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Рассказывайте об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки. Задавайте детям вопрос: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли».

Показывайте ценность ошибки как попытки. Например: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться», «Эта ошибка – не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!»

 2. Формируйте веру в успех.

Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако c такой установкой ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед?..

Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.

Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты можешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать» – отражают вашу веру в учеников.

Признайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудными», его самоуважение здорово вырастает.

 3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.

Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения. Чтобы содействовать продолжению успеха.

 4. Признание достижений.

Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: «Здорово! Ты сделал это!»

Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.

Рекомендации классному руководителю

1.  Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.

2.  Не «пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.

3.  Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.

4.  Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности.

5.  Чаще разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.

6.  Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьез.

7.  Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.

8.  Изучать свойства каждой личности, определять мотивы поведения, выяснять причины каждого “отклонения”.

9.  Изучать круг интересов, выяснять, чем может быть интерес каждый для других.

10.   Учить ребят анализировать прожитое время.

ПАМЯТКА «О психологическом климате на уроке»

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:

  • Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
  • Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.
  • Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
  • Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  • Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
  • Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки). Психологически важно не захваливать хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.С. Макаренко).
  • Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.
  • Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С. Сухомлинский).
  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
  • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  • Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
  • Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  • Мотивируя оценки знаний, скажите ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  • Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
  • Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
  • Удерживайтесь от излишних замечаний.
  • Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справитесь.
  • Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

                                                                   Пути развития учебной мотивации.

Рекомендации для учителя

Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.

Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Рекомендация 3. Стратегия "Положительная мотивация".

Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.

Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности"?

Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.

Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".

Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".

Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.

Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.

Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".

Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?

Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

Рекомендации педагогам по профилактике правонарушений среди учащихся.

Система профилактики правонарушений и преступлений включает в себя следующие компоненты:

1. Выявление учащихся «группы риска».

2. Диагностику структуры личности учащихся определение причин отклоняющегося поведения.

3. Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:

– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

– вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

– изменение условий семейного воспитания.

4. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.

Наиболее распространенными педагогическими ошибками и недочетами являются:

1. Незнание или слабое знание  особенностей учащегося, условий его жизни, семейного воспитания.

2. Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.

3. Неверие в духовные и физические возможности учащегося.

4. Неправильное отношение к учащимся.

5. Отсутствие должного контроля за учебой и поведением учащегося.

6. Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).

7. Злоупотребление прямыми назойливыми назиданиями.

8. Неуважение личности учащегося, его достоинства.

9. Грубое пренебрежительное отношение старших (педагогов, родителей) к учащемуся.

10. Несоблюдение преемственных связей в воспитании и перевоспитании учащихся..

 Педагог в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:

Индивидуальное беседы с учащимися.

Посещение учащихся на дому. Знакомство с условиями жизни.

Приглашение  родителей,   в  учреждение образования  с  целью  ознакомления  с успеваемостью, поведением учащегося.

Следить за чтением в библиотеке, рекомендовать для чтения специальную литературу.

Пропаганда законов работниками прокуратуры, милиции, ИДИ (лекции, бесед, встречи, кинофильмы и др.),

 Приглашать   работников   милиции   для   бесед   с   учащимися (общие беседы, индивидуально с учащимися)

Закрепить за особо трудными учащимися членов родительского комитета.

Вовлекать учащихся в общественную жизнь класса, учреждения образования. Дать постоянное поручение.

Помочь учащимся найти дело по душе: секция, факультатив и т.д.

В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета профилактики для обсуждения успеваемости и поведения.

Памятка для педагогов

по организации профилактической деятельности в учреждении образования:

Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.

В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.

Действовать только тактично.

Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.

Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.

Не пытаться загнать учащегося в угол, поставить в затруднительное положение.

Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

Требуя что-то от учащихся, нельзя торговаться.

В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию учащихся.

10. Навести такой порядок в своем коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.

Внимание! Конфликт. Что следует помнить педагогу?

  1. Конструктивное решение конфликтных ситуаций — необходи­мый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
  2. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
  3. Если ученик бросил вызов учителю, значит,  у него есть на это причина.
  4. Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополу­чии в развитии ребенка или целого коллектива.
  5. Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  6. Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:

  1. Не следует за каждым отрицательным поступком школьника ви­деть только отрицательные мотивы.
  2. Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учите­лей при опосредованном способе воздействия.
  4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специаль­ных приемов оценки его личности.
  5. Хорошо организованная совместная деятельность сближает лю­дей и повышает их авторитет.
  6. Предупредительность и корректность поведения учителя снижа­ет напряжение в общении.

Профилактика конфликтов в ученическом коллективе

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в учени­ческом коллективе, если заниматься формированием межличностных отношений в классе, организацией общения детей.

Для этого педагогам необходимо:

  • изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявлять лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  • определить детей с низким статусом, обычно это слабые или про­сто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством созда­ния для них «ситуации успеха»;
  • организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспе­чивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаи­модействия;
  • формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
  • организовать проведение игрового тренинга общения, способ­ствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.