Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Новым годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 336 человек

Рекомендации педагога-психолога

Дата: 26 ноября 2020 в 09:17, Обновлено 16 сентября 2021 в 12:49


Влияние профессии на личность 

Влияние профессии на личность человека сложно переоценить. То, чем мы занимаемся на протяжении длительного времени, безусловно, влияет на наши психологические особенности. Прочитайте о том, какие профессиональные особенности характера вырабатываются у людей различных профессий.

В одном из своих произведений американский писатель Марк Твен написал о человеке, который умел рассмешить всех своих знакомых. И с каждым днем это получалось у весельчака всё лучше и лучше — до тех пор, пока его не начали избегать родные и знакомые, потому что в поисках новых шуток мужчина стал буквально невыносим для окружающих. И тогда этот человек переквалифицировался во владельца… похоронного бюро, где ему вновь стало хорошо и спокойно.

Юрист

Одна из самых популярных профессий на сегодняшний день — это юрист. Помимо внешнего блеска, остроумия, логического мышления и высоких заработков, у профессии есть и другая сторона — необходимость годами выискивать ошибки, тонкие места, двусмысленности и т. д. С годами развитие этой привычки, если она перейдет в автоматическое поведение, может привести к тому, что даже на дружеской вечеринке на любую шутку у юриста тут же найдется пара случаев из практики, статей из Уголовного кодекса и срок, который за всё это полагается. Подписывая любую бумагу, юрист будет тщательно и досконально изучать текст в поисках возможных негативных последствий и путей их устранения.

Врач

Тоже весьма уважаемая и полезная профессия. Однако ее представители часто вынуждены по своему желанию и даже без него оказывать помощь всем знакомым и незнакомым и выслушивать длинные жалобы на недуги окружающих. Кроме того, врачи часто так привыкают к своей роли, что стремятся вылечить всех, даже тех, кто в этом не нуждается: например, дети врачей часто с детства «любят скушать таблеточку». Еще одна профессиональная опасность, поджидающая врача — это развитие цинизма как способа справиться с эмоциональными перегрузками. Если врач ежедневно сталкивается с вопросами жизни и смерти, то со временем его способность спокойно, к месту и не к месту, обсуждать леденящие душу подробности может сильно шокировать. Врачи часто любят «радовать» окружающих примерами из своей обширной практики.

Бухгалтер и экономист

Постоянная работа с цифрами, безусловно, формирует ряд полезных в жизни навыков. Из негативных последствий выбора данной профессии можно назвать неуемное стремление по нескольку раз проверять любые цифры, внимательность к деталям (иногда чрезмерную), желание контролировать любые расходы — начиная от денег на мороженое и заканчивая всеобъемлющим контролем за личными финансами.

Учитель

Большинство настоящих преподавателей обожают свою работу. До такой степени, что иногда не могут остановиться, даже когда они не на работе. Стремление учителя поучать может отравлять жизнь и ему, и окружающим, если пустить ситуацию на самотек. Всем придется терпеть поучающие интонации, проскальзывающие в его голосе, его уверенность в абсолютной правоте и отношение к собеседникам, как к маленьким детям. В то же время, если учитель или преподаватель контролируют свое неуемное желание научить всех всему, то с ними очень легко, интересно и приятно общаться, ведь они делают это по-настоящему профессионально.

Менеджер по продажам

Говорят, что настоящий продавец — этот тот, кто даже эскимосам может продать снег зимой. Когда продавец умеет обуздывать свое профессиональное рвение — это замечательно. Иначе он может, например, продавать к месту и не к месту товары своей компании (хорошо, если они нужны окружающим), свои идеи по разным поводам — в общем, если есть клиент, то настоящий продавец не позволит ему уйти просто так, не «купив» хотя бы чего-нибудь, или, в крайнем случае, не дав несколько телефонов своих друзей и знакомых, которые могли бы продать этому клиенту что-то другое. С одной стороны, продавец сильно устает от бесконечных контактов с разными людьми, которые не всегда испытывают позитивные эмоции, с другой стороны — он сам к этим контактам стремится. Выходом для представителей этой профессии может стать развитие навыка «переключаться» из состояния продавца в другие, более спокойные эмоциональные состояния, в которых можно отдохнуть.

Пиарщик

Очень современная профессия, предполагающая управление слухами. Это человек, который знает всё обо всех и умеет при необходимости применить. Любая информация становится в руках пиарщика оружием. В зависимости от отношения к человеку, фирме или событию любой факт, даже самый безобидный, представители этой профессии могут подать либо как вопиющий, либо как огромное достижение, которое служит делу мира и прогресса в глобальном масштабе. Как им верить?

Программист

Умеет почти всё, что связано с компьютером. Сердится на окружающих, если они задают те вопросы, на которые могли бы, по мнению компьютерщика, ответить самостоятельно. Решает сложнейшие задачи, связанные с программированием. Иногда не способен решить простейшие задачи, связанные с бытовыми проблемами. В разговоре переходит на свой язык, часто непонятный для окружающих. Может довести окружающих до белого каления безупречной логикой и умением в любой ситуации думать алгоритмически. Все, что кажется программисту нелогичным, может вызывать у него «зависания».

Профессиональный управленец

Привычка руководить людьми может проявляться как дома, так и на отдыхе. Незаменим при общении с представителями сферы обслуживания — мгновенно способен навести порядок где угодно, поставить всех на место и заставить работать быстро и качественно. Иногда директору бывает сложно вспомнить об обычных человеческих чувствах и выразить эмоции без предварительного анализа всех возможных системных последствий. Привычка руководить может распространяться на друзей, родственников и близких.

Специалист по персоналу (HR)

Эти люди способны мгновенно оценить любого и мысленно вынести вердикт — годен или негоден. Профессиональный рекрутер с радостью расскажет вам о перспективах на рынке труда и при возможности порекомендует вакансию. Если персонал, которым занимается HR, найти сложно — тогда в ход могут пускаться самые изощренные методы поиска подходящих людей — среди знакомых и незнакомых, в подходящих ситуациях и не очень…

Работник сферы искусства

Это человек, способный произвести впечатление где угодно и на кого угодно. Часто актеры, теле- и радиоведущие, журналисты и другие светские люди знают массу занимательных историй, которые готовы часами рассказывать. Общаться с ними обычно приятно и весело. Из автоматических привычек — выходить на поклон (если это актер театра), говорить хорошо поставленным голосом и часами цитировать различные произведения. Иногда работники сферы искусства любят совершать нестандартные поступки — одеваться абсолютно немыслимым образом и вести себя вызывающе независимо от того, в какой компании оказались.

Все приведенные выше бытовые портреты профессионалов, безусловно, карикатурны. Однако выбирая профессию, всё-таки посмотрите на тех, кто в ней уже много лет. Задайте себе вопрос, чем характерные представители этой профессии отличаются от других людей. Если вы заметили какие-либо «странности» — необязательно отказываться от выбранной профессии. Повлияют на человека внешние обстоятельства или не смогут повлиять, он во многом определяет сам. Знание типичных профессиональных деформаций позволит вам избежать их возникновения, стать Профессионалом с большой буквы.

Источник: https://edunews.ru/professii/statyi/vliyanie-na-lichnost.html

Профессиональное образование сегодня - стабильное будущее завтра!

Рейтинг профессий

Если Вы не знаете, какие профессии будут востребованы через 5 лет, выбирайте среди тех, которые действительно Вам нравятся. Если решение навязывают родители или общество против Вашей воли, существует вероятность, что уже через 5-10 лет придется переучиваться. Если выбор сделан осознанно, работа будет мотивировать и заставлять двигаться вперед. Что бы сделать правильное решение, давайте рассмотрим самые востребованные профессии в России, Украине и Беларуси.

IT-специалисты

Вряд ли кто-нибудь удивиться, узнав, что специалисты сферы «Information Technology» пользуются самой высокой популярностью на рынке труда. Кстати, их зарплата и перспектива карьерного роста так же не отстают.

Эксперты отмечают, что стремительное развитие отрасли спровоцирует появление новых специальностей, о которых сейчас еще не известно.

Пока же можно рассмотреть список востребованных профессий в сфере IT:

  • html-верстальщик;
  • web дизайнер;
  • web-программист;
  • контент-менеджер;
  • программист 1С;
  • тестировщик ПО;
  • системный администратор.

Специалисты в сфере медицины

Актуальность специалистов в сфере медицины останется на высоком уровне. Все хотят быть здоровыми и хорошо выглядеть. Люди все больше тратят на всевозможные препараты и консультации, обеспечивая работой врачей и специалистов фармацевтической сферы.

Еще одна причина популярности профессий — внедрение новых технологий и систем диагностики для обнаружения и лечения заболеваний.

Рейтинг востребованных профессий в медицине выглядит следующим образом:

  • стоматолог;
  • терапевт;
  • педиатр;
  • гинеколог;
  • невролог;
  • хирург;
  • уролог;
  • эндокринолог;
  • психиатр;
  • дерматолог.

Сфера продаж и рекламы

Работодатели готовы платить высокую зарплату только тем сотрудникам, которые действительно приносят пользу компании. Специалисты по работе с клиентами как раз относятся к этим сотрудникам и могут рассчитывать на достойный оклад даже в период кризиса.

Самые востребованные профессии в сфере продаж и PR возглавляют:

  • менеджер по продажам;
  • руководитель отдела продаж;
  • менеджер по развитию бизнеса;
  • бренд-менеджер;
  • менеджер по работе с клиентами.

Рабочие специальности

Многие думают, что самые востребованные и высокооплачиваемые профессии в России не относятся к рабочим специальностям. Отнюдь, в последние годы наблюдается острый дефицит специалистов данной сферы, даже без опыта работы.

Рассматривая профессии, востребованные в будущем, нельзя не отметить сотрудников производств и сферы «рабочий персонал»:

  • водитель;
  • электрогазосварщик;
  • монтажник;
  • слесарь-ремонтник;
  • электромонтер;
  • арматурщик;
  • плотник;
  • бетонщик;
  • каменщик;
  • штукатур.

Роль родителей в выборе жизненного пути

https://school20bobruisk.by/wp-content/uploads/2011/10/detei-vospityvayut-roditeli-300x198.jpg

               В девятом классе завершается обучение ребенка в базовой общеобразовательной школе.

          Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.д). Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

         На данном этапе повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами — учиться становится сложнее. Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.

          Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить. Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно. Десятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто любовь к интеллектуальным играм.

Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему.

«ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ»

Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни. Но часто нежелание продолжать образование связано с определенными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей. Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое. Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие). Можно предложить ему по собственному усмотрению выбрать внешкольное занятие и не только не критиковать его выбор, но дать ему полную самостоятельность, изредка проявляя интерес к его успехам и проблемам в этом деле.

         Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.

         В таком случае важно, чтобы в его распоряжении была как можно более полная информация о возможностях продолжения среднего образования – поступить в другую школу, в колледж для получения интересующей специальности, в вечернюю школу и т.п. Родители могут собрать эту информацию (от знакомых, из справочников, найти в Интернете) и предложить ребенку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования. В новом коллективе он, возможно, сможет найти друзей.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР

         Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если  школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению.

         Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед ними тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз. Этим детям также необходимо помочь  правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели.

         Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобразовательной  школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребенок не должен участвовать в семейных делах и освобождаться от выполнения своих обязанностей по дому, однако он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала. Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых. Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение. Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

https://school20bobruisk.by/wp-content/uploads/2011/10/kuda-poiti-uchitsya-300x198.jpg                   Построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее (используя термины психологии – построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь – выбрать ту или иную форму завершения среднего образования. Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Тем не менее, какое бы решение ни принял школьник, главное, чтобы это было его собственное, самостоятельное решение. Не секрет, что специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и дедушек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда «кусок хлеба», вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.

         Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии. Как правило, у выпускников десятых классов упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий.

         С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.

ПОСОЛ ИЛИ АССЕНИЗАТОР?

         Так, можно обратиться к специалисту – психологу-профконсультанту. Арсенал профконсультационных средств в психологии весьма велик, однако они могут помочь выявить способности ребенка в самом общем виде. В книге Ди Снайдера «Практическая психология для подростков» остроумно обрисованы ограничения профориентационных методик. Автор вспоминает, как проходил тестирование в старших классах. Его способности были оценены как подходящие для работы ассенизатором или послом, потому что у него в комнате было всегда не убрано, и он любил итальянскую кухню. Конечно, это преувеличение, но важно понимать, что никакая методика не заменит осознанного самостоятельного решения. Для этого взрослые должны обратить внимание школьника на его личные качества, обсуждать его собственные и чужие способности, фиксировать внимание на тех случаях, когда он проявлял заинтересованность и творческий подход к тому или иному делу, пусть это даже незначительные поручения по хозяйству.

         Необходимо не только создать у ребенка представления о мире профессий, но и попросить его высказать мнение о том, какие способности нужны для той или иной профессии и какие особенности характера могут помешать стать хорошим специалистом. Например, для того чтобы вести музыкальные программы на радио, необходимо отлично разбираться в музыке и иметь хорошую память, а помешать могут стеснительность, дефекты речи и т.п.

         Правильным профессиональный выбор может быть только тогда, когда максимально учитывается индивидуальность учащегося – его способности и интересы. Важно также наличие конкретного профессионального плана, то есть осознание того, какие конкретные шаги необходимо предпринять на пути к намеченной цели: куда поступить, какие качества развивать у себя и т.п.

         Часто родители затрудняются ответить, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Понять, насколько осознан профессиональный выбор ребенка, есть ли у него адекватные представления об интересующей профессии, знает ли он свои способности, поможет беседа. Можно задать школьнику вопросы, специально сформулированные для тех, кто выбирает профессию .

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1.Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
2. Составь себе общую ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.
3. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.

4. Выдели возможности и ограничения, обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.
5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.
6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
7. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.

8. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.

9. Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.

10. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей.

11. Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.

12. Обратись за консультацией к специалисту-профконсультанту, если на каком-либо этапе выбора профессии у тебя возникли затруднения.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

 Уважаемые папы и мамы!  Выбор профессии – важное и ответственное дело!
         Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.


1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.